Пал Палыч — участник Великой Отечественной войны

Отечественная война 1941-1945

Во время разгрома немецкой группировки юго-западнее Кенигсберга батарея Павла Сюткина уничтожила 9 фашистских танков,12 орудий, 8 шестиствольных минометов, 10 бронетранспортеров, разбила 10 дзотов и уничтожила до 500 гитлеровцев. Пять раз Сюткин горел в своей самоходке, трижды был ранен и контужен.

На экране — выпуск новостей.  Георгиевский зал Кремлевского дворца в Москве. Президент награждает участников Великой Отечественной войны юбилейной медалью “70 лет Победы в Великой Отечественной войне”.  Мелькнуло знакомое лицо. Узнал сразу:  тезка Василий Васильевич Решетников, Герой Советского Союза, долгое время  считавшийся кировчанином, уроженцем Малмыжского района. То, что отважный летчик, воздушный ас, гроза немецких “мессеров”, доросший в послевоенные годы до звания генерал-полковника и должности заместителя главкома ВВС страны,   парень не вятский,  выяснилось гораздо позднее.  В одном из писем  Решетников признался мне, что на фронте получал из Кировской области  много посланий с поддержкой  — воюй, мол, землячок, бей гадов, мы гордимся тобой. “Я отвечал им, что  бил фашистов и буду бить. И хотя причисление меня к вятскому землячеству почетно, все же моя малая родина не на Вятке, а на Днепре”. Откуда пошла ошибка, сказать трудно, но разобрались, и ладно: вятским нет нужды приписывать  чужих героев, нам  своих хватает.

И словно по заказу  телеоператор выхватывает в центре зала картинку: седой ветеран, грудь которого без просвета увешана орденами, медалями и знаками воинской доблести, о чем-то беседует с В.В. Путиным. “Так это же Пал Палыч!” — мелькнула мысль. Последний вятский Герой.  И вообще последний   фронтовик, которому  президент присвоил  звание «Герой России» за подвиги, совершенные в годы войны.

Сомнений не осталось, когда лицо фронтовика высветилось во весь экран.

Я позвонил Павлу Павловичу в Сочи, где он живет последние двадцать семь лет,  “сбежав” из “оккупированной” русскими Эстонии, где в 1990-е годы развернулась настоящая травля некоренных жителей и особенно  фронтовиков. Сюткин еще не остыл,  был  под впечатлением  встречи в Кремле:
— Представляете, вышли мы после церемонии награждения  в фойе. Там нам предлагают по бокалу шампанского. Грех отказываться — повод-то вон какой!  Стою  с шампанским, поворачиваюсь и  вижу — Владимир  Владимирович рядом. И тоже бокал берет. Я говорю: “Спасибо вам, Владимир Владимирович, за  внимание, которое оказываете нам, ветеранам, за заботу о фронтовиках”. А он смущенно  улыбается: “Это вам спасибо за Победу и за то, что защитили страну от врага!” Такой вот диалог у нас с президентом состоялся.

Очень приятно было слушать голос Пал Палыча — по-прежнему молодой и звонкий. И ведь не скажешь по голосу, что человеку скоро 93 стукнет. Телевизор тоже бодрячком показал.   Не виделись мы с мая 2010-го, когда  свежеиспеченный Герой приезжал в Киров поклониться родным местам и вместе с земляками встретить 65-ю годовщину Победы.

Вспомнилась история нашего знакомства. Оно началось еще тогда,  когда Главное управление кадров Министерства обороны слало П.П. Сюткину на его запросы вот такие ответы:
“Как показало изучение архивных документов, Вы действительно дважды представлялись к званию Героя Советского Союза. Впервые Вы были представлены к этому высокому званию командиром 373-го отдельного гвардейского тяжелого самоходного артполка 1 апреля 1945 года, но это представление не получило дальнейшего движения (по другим данным, материал был подшит в дело № 80 за 1956 год управления БТМВ Советской армии и утерян. — В.С.).

Вторично Вы были представлены к этому званию командиром 101-го отдельного тяжелого танкосамоходного полка 24 декабря 1946 года. Это представление было поддержано командованием 4-й гвардейской армии и командованием бронетанковых и механизированных войск Одесского военного округа”.
А дальше была тишина. Много лет. Почему? Поди сегодня узнай. Тишина, и всё.

Между тем к званию Героя Советского Союза Сюткина представляли неспроста.  Вот только несколько фактов из огневой биографии артиллериста-танкиста:
Во время боевого крещения под станцией Жуковка (Брянская область) командир экипажа  самоходно-артиллерийской установки (САУ-152) лейтенант П. Сюткин подбил немецкий танк, уничтожил артиллерийскую батарею, сохранив свою машину и экипаж.
Оказавшись в окружении противника, самоходка П. Сюткина  выдержала восемь прямых попаданий снарядов врага, но лейтенант сумел вывести САУ к своим.

При прорыве немецкой обороны в Восточной Пруссии подразделение гвардии старшего лейтенанта Павла Сюткина уничтожило батарею шестиствольных минометов, подавило огонь пяти дзотов, разбило шесть противотанковых орудий и сожгло два немецких танка.
Во время разгрома немецкой группировки юго-западнее г. Кенигсберга батарея П.П. Сюткина уничтожила  9 фашистских танков,12 орудий, 8 шестиствольных минометов, 10 бронетранспортеров, разбила 10 дзотов и уничтожила до 500 гитлеровцев.
Пять раз П.П. Сюткин горел в своей самоходке, трижды был ранен и контужен.

***
Лет десять назад во время фестиваля СМИ “Вся Россия” в Сочи я дал небольшое интервью газете “Черноморская здравница”, и уже в день выхода газеты меня в гостинице буквально атаковал немолодой мужчина, назвавшийся Григорием Багратовичем Гвазавой. “Поскольку вы — главный редактор кировской областной газеты, вы-то и  должны нам помочь”. И поведал историю  о фронтовой судьбе кировчанина, уроженца деревни  Заполена Белохолуницкого района, о его тщетных попытках  достучаться до высшего армейского начальства страны.

Сам того не ожидая, Гвазава попал в точку: я много лет в свободное от работы время занимался подготовкой книг о кировчанах-героях, вел переписку с архивами, военкоматами, музеями, наводя справки,  уточняя биографические справки фронтовиков, уточняя детали боевых событий.  Иногда приходилось подключаться к поиску и инициировать возвращение к боевым эпизодам и подвигам, за которые земляки представлялись к наградам, но по каким-то причинам их не получали.

Одним из наградных дел, завершившихся успешно, была история с присвоением звания Героя России  жителю Кирово-Чепецка Николаю Ивановичу Галушкину, прославленному снайперу Юго-Западного фронта. Документально подтверждено, что он  за годы войны  истребил 418 фашистов.  Галушкин трижды представлялся к званию Героя Советского Союза, но по иронии  судьбы  награда обходила его стороной: то терялись наградные документы, то у командиров возникали вопросы по биографии снайпера (штабной писарь неверно указал год рождения), то расформировывалась воинская часть, к которой он был приписан.  В 1995 году, через 50 лет после окончания войны, президент Б.Н. Ельцин, на стол которого вместе с наградными документами легла папка с многочисленными, в том числе и моими, публикациями о Галушкине, подписал указ.  Николай Иванович, узнав об этом, приехал в редакцию “ВК” с шампанским и сказал: “Я уже не верил, что это произойдет когда-нибудь. Это победа. Ваша даже больше, чем моя”. Конечно, это была победа его и только его, но на душе и у меня был праздник.

Гвазава рассказал, что он вместе с другими сочинскими ветеранами войны много лет обивает пороги высоких кабинетов, пытаясь найти правду. Ветераны изучили архивные материалы и считают, что Павел Павлович не получил звезду героя несправедливо, а может, и по недоразумению. Они призывают исправить ошибку.

“Но нас не слышат, — говорил озабоченно Григорий Багратович. — Будем писать президенту. Если  сможете, подключитесь. Расскажите  про Сюткина  на  родине”.

12 сентября 2006 года  в “Вятском крае” появилась публикация “Трижды забытый герой”. Почему трижды? Два раза “забыли” военные: теряли документы или отправляли в  архив,  не завершив работу, на третий о человеке напрочь забыли (точнее,  не хотели знать) сегодняшние чиновники в погонах, отмахнувшиеся от писем ветеранов казенными отписками.

Заканчивал я ту публикацию словами: “Не пророк, но выскажу свое мнение. Сдается мне, что те, кому адресована правда, которую ищут ветераны в чиновничьих кабинетах,  слышать ее и прежде не хотели, и теперь не станут.  Раньше объясняли это примерно так: история Великой Отечественной войны уже написана, и трогать ее — ни-ни! Сейчас говорят о давности времени, которое не позволяет разобраться во  всем объективно и исправить ошибки, допущенные в прошлом.  Формально — не подкопаешься,  а по сути — самое настоящее оскорбление.  И не только тех, кто, защищая Родину, отдал за нее жизнь, здоровье, но и памяти о войне в целом. Или она тоже утеряна, как наградные документы  П.П. Сюткина?”

Но — случилось. 7 марта 2008 года Президент России В.В. Путин подписал Указ о присвоении Павлу Павловичу Сюткину звания Героя России, а перед праздником Победы вручил в Кремле нашему земляку награду.

Редчайший случай: “Вятский край”,  рассказывая об этом событии, заголовком “Нет, не забытый Герой” с удовольствием опровергал себя. На цветной фотографии Владимир Владимирович и Павел Павлович пожимали друг другу руки.

Это фото чуть позднее, по словам Григория  Багратовича Гвазавы, тоже сыграет свою роль. Когда он и другие ветераны войны пришли  в мэрию хлопотать о выделении П.П.  Сюткину квартиры,  на стол сочинскому градоначальнику положили нашу газету со снимком.  И это, говорят,  произвело на мэра сильное впечатление.  Вопрос по жилью Героя России, 14 лет ютившегося  у родственницы на балконе, был решен.

Мне довелось побывать   у Пал Палыча в новенькой квартире . Он был счастлив, как ребенок: уютно, светло.

— Ко мне вернулась вера в справедливость, — говорил он. — Спасибо вам большое за это! И всем-всем, кто мне помогал!

Я  не сомневаюсь, что и сегодня  один из творцов великой Победы, последний Герой России, вятский сочинец Павел Павлович Сюткин встречает предстоящий праздник в бодром состоянии духа и с верой в то, что потомки  никому не отдадут эту Победу и никогда ее не предадут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Дмитрий Васильев/ автор статьи

Люблю изучать и рассказывать историю родного края. Впечатляет дух, историческое наследие, язык, традиции и обычаи нашей родной Вятки.

Вятская губерния — портал kirov24news.ru