В августе 1913 года в монакском казино случилось нечто невероятное: рулетка 26 раз подряд выдавала чёрное. Азартные игроки, бросая деньги на ветер, продолжали ставить на красное в надежде сорвать баснословный куш. Увы, обжёгшись на чёрном биче фортуны, большинство расстались с последними гривенниками к тому моню, когда наконец-то выпало долгожданное красное. Этот феномен позже окрестили «ошибкой игрока» в теории вероятности.
Кости да нарды — прародители азарта
Старейшими азартными играми были кости и нарды — пятитысячелетним иранским находкам не занимать возраста. Позже подтянулись шахматы и карты, а распространились игры по всем континентам благодаря одной замечательной человеческой слабости — азарту, текущему в наших венах.
Победа вызывает прилив «гормона удовольствия» дофамина, проигрыш же провоцирует выброс адреналина. Получается своего рода химическая ловушка для психики: яркие эмоции, подобно наркотику, затягивают в омут азарта. «После первых выигрышей человек ещё сильнее тянется к этому дофамину и адреналину», — разъясняет психолог Лариса Зинкевич. И в наше время достаточно перейти в режим azino777 регистрация, в этом, пожалуй, кроется извечная притягательность азартных игр.
Карты глубоко запали в душу россиянам
В России карточный бум случился благодаря Петру I. Сословия так увлеклись картами, что императору пришлось ввести ограничения: «Не ставить на кон более рубля медью и не проигрывать оружие с амуницией».
Однако одёржимых игроманов было не остановить — карты шли в ход и в трактирах, и на дворянских балах. Среди самых отчаянных игроков издревле числились поэты и писатели.
Пушкин: литературный гений и игрок со стажем
Вокруг Александра Сергеевича Пушкина вились целые стаи шулеров, с ним затесываясь в богатые дома. На любой вечеринке поэт предлагал поиграть в картишки, и вместе с мошенниками обчищал допоследка великосветских гостей. Сам же он спускал все средства до копейки, хотя шулера иногда покрывали его долги, чтобы не упустить «курицу, несущую золотые яица». По мнению историков, Пушкин догадывался об этой уловке, но ничего не мог с собой поделать — настолько велик был его азарт.
«Все гонорары он просаживал в карты. Когда деньги заканчивались, ставил на кон рукописи — так, не раз подряд он проигрывал главы из «Евгения Онегина», а потом отыгрывал обратно. Более того, ходит версия, что знаменитую сказку Ершова «Конек-Горбунок» на самом деле написал Пушкин и проиграл её автору в карты», — сообщает историк и писательница Мария Гречко.
После смерти Пушкина осталось почти 150 тысяч рублей долгов, включая карточные. Семью поэта ждала нищета, но Николай I принял долги на казну, хотя в России тогда азартные игры были под строжайшим запретом. Под суд могли угодить и игроки, и те, кто давал им деньги взаймы. Впрочем, сам государь время от времени устраивал лотереи — вырученные с одной из них средства пошли на выкуп будущего классика Тараса Шевченко из крепостных.
Некрасов: страсть игрока с оттенком романтики
Мало кто знает, но потомственным игроком был и Некрасов. Его прапрадед спустил в карты 7 тысяч крепостных душ, прадед — 2 тысячи, а дед — тысячу.
«Некрасов же, в отличие от предков, всегда был собран и холоден. Он играл рассудительно, просчитывая ходы наперед, и если не везло — сразу сдавался. Но однажды он в карты выиграл у богатого купца его содержанку — простую крестьянскую девушку Феклу Викторову», — рассказывает Мария Гречко.
Поначалу Некрасов лишь снял девушке комнату и изредка ее навещал. Но потом влюбился по-настоящему, дал возлюбленной новое имя — Зинаида Николаевна, помог получить образование. А за полгода до смерти сочетался с ней браком. В этой истории, согласитесь, романтики не меньше, чем в рискованных ставках на зелёном сукне.
Достоевский: роман выигран на рулетке
Настоящим гимном русскому азарту стал роман Федора Достоевского «Игрок». Это произведение писатель сочинил всего за 26 дней, проиграв все деньги на рулетке и согласившись на кабальные условия издателя. Чтобы успеть со сдачей рукописи, Достоевский нанял машинистку Анну Сниткину — и позже женился на ней.
«Но даже медовый месяц обернулся кошмаром: Достоевский безудержно проигрывался. Сразу после прихода с игорного дома он просаживал все деньги, когда же они заканчивались — жена снимала с себя драгоценности и отдавала ему. Доходило до того, что он ставил на кон собственное пальто и шубу жены, оставаясь в буквальном смысле без рубахи».