Украшение шкатулок, как народный промысел, впервые пришло на Вятскую землю в конце 19-ого столетия.
В качестве материала для этого использовалась соломка. В 1890 году в Казани проводилась выставка народного творчества, где были представлены работы вятских мастеров. Среди них были и экспозиции Ивана Васильевича Садакова – стол с двумя стульями, диван и игрушечная тележка.
Инкрустация шкатулок соломкой, по мнению специалистов, вернее всего было бы назвать аппликацией, в качестве материала для которой применяется соломка. Это связано с тем, что в процессе работы она наклеивается на поверхность украшаемого предмета, а не врезается в нее.
Поначалу соломка использовалась для украшения детской мебели, при этом рисунки были довольно простые. Впоследствии ее стали применять при изготовлении игрушек, все более совершенствуя и усложняя орнаменты. Сама техника работы не представляет собой какой-либо сложности, как и инструменты, используемые для этих целей. Благодаря этому ремесло инкрустации получило большое распространение и развитие. В среде ремесленников появились и первые искусные мастера в этом деле.
Сам процесс инкрустации начинается с подготовки соломки. Для начала ее тонко очищают, отбеливают или подпаливают. Вследствие этого соломка приобретает цвет от желтого до коричневого. Затем ее нарезают на небольшие геометрические фигурки – круги, ромбы, полоски, квадраты, треугольники. Далее их складывают в определенную композицию на темное деревянное изделие. Выложенный орнамент имеет очень красивый перламутровый эффект.
В начале 60-х годов 20-ого столетия работник Халтуринской фабрики культтоваров Григорий Александрович Жданов при инкрустации шкатулок стал применять цветную соломку. В 1961 году в Ленинграде состоялась выставка Музея этнографии, где творчество халтуринских мастеров получило особое признание. И уже через год Англия и Франция закупили партию шкатулок, инкрустированных цветной соломкой.
В дальнейшем орловский мастер Георгий Алексеевич Кырчанов разработал новую технологию, которая отразилась на форме и стиле аппликации. Тем самым он положил основание новому направлению вятского промысла инкрустации соломкой. Георгий Алексеевич начал применять в аппликации натуральную соломку, имеющую свой естественный природный цвет. Именно эти качества материала придают орнаменту особенный переливающийся эффект. Георгий Кырчанов изменил форму нарезки соломки, добавив к стандартным фигурам скобки, полукруги. Это позволило внести большое разнообразие в создании рисунков – от самых простых до очень сложных. В качестве материала для приклеивания соломки он начал использовать нитролак вместо клея, усовершенствовав таким образом ее крепление. Новой технологии у Кырчанова стали обучаться и мастера, работающие на фабрике «Идеал» города Кирова, занимающейся производством художественных изделий.
Сегодня ООО «Вятские промыслы», находящееся в Кирове, широко использует технику инкрустации соломкой в производстве шкатулок. Главный художник компании Елена Юрьевна Солоницына является разработчиком нового стиля, в основе которого лежит индивидуальное оформление деревянных изделий. Это не только шкатулки, но и небольшие по размерам ларцы, пеналы, сундучки, коробочки, имеющие темный фон. Орнамент, выложенный на этих предметах, создает иллюзию металлической насечки.
Украшение соломкой применяется и при изготовлении других деревянных изделий. Так объединение «Вятский сувенир», расположенное в городе Нолинск Кировской области применяет технологию инкрустации для украшения соломкой матрешек.