Создание изделий путем плетения бересты считалось истинно русским промыслом – в каждом уголке русской земли были умельцы, которые этим занимались.
В наше время увидеть берестяные плетеные изделия можно в историко-краеведческих музеях. Там представлены изготовленные берестяным плетением корзинки, заплечные кошели для сбора грибов и ягод, короба, в которых хранились сыпучие продукты, туеса, шкатулки, чемоданы, лапти, солонки, детские игрушки, рамки для картин и даже карманные портсигары. Плетеные товары пользовались большим спросом не только у деревенских жителей, но и у городских. Так, в начале XX века для последних мастера изготавливали сумочки, портфели для документов, ящики для перчаток, чемоданчики и многие другие не менее интересные принадлежности. В вятские земли промысел плетения бересты дошел лишь в конце XIX века. До этого момента местные вятские кустари практиковались на изготовлении незамысловатых бураков и тонких и толстых тростей из бересты, которые активно приобретались горожанами. Способ изготовления трости был следующий: на металлический стержень очень плотно друг к другу нанизывались берестяные кружочки, ручка вырезалась из дерева и могла быть в виде конской или львиной голов. Такие трости продолжали делать до 1940-х годов в артели «Идеал» и в объединении «Умелец».
Возможно, сейчас кто-то не представляет себе, что такое береста и где ее берут. Береста – это кора березового дерева. Все видели и знают, как красив ствол березового дерева. Помимо красоты, береста отличается прочностью, эластичностью, хорошо растягивается и смолится, не пропускает воду и не загнивает в воде и земле длительное время. Например, если берестяную полосу распарить горячей водой, а потом обмотать какой-нибудь треснувший предмет, высохнув, она настолько сильно стянет его трещины, что им можно будет пользоваться и дальше. Для плетения изделий желательно брать бересту с многолетних здоровых деревьев — она отличается особой гладкостью и блеском. Собирать ее стоит в начале лета, после того как стечет березовый сок. Сначала собранные пластины смазывались растительным маслом для придания эластичности, укладывались в горизонтальное положение друг на друга, потом подвергались очистке, расслаивались и резались на ленты. Именно из таких берестяных полосок делалась летняя обувь, прозванная народом «босяки».
Для плетения изделий мастеру необходимы следующие инструменты: ножи, шило, иглы и болванки. Перед тем, как начать работу, береста проходит обработку – очищается от белесой бахромы, делится на нужные по толщине слои, а затем режут на ленты нужной для плетения ширины. Чтобы берестяные ленты приобрели эластичность и податливость, особенно это необходимо для мелких изделий, их хорошо пропаривают в кипятке. Работать начинают с неостывшей берестой, иначе она потеряет свои тягучие свойства и не сможет принять нужную форму. Если же пропарка не удалась, мастер смазывает полосы подсолнечным маслом и только потом берется за плетение.
Существует несколько способов плетения изделий из бересты – косое, прямое и узорное. Косым плетение пользуются для создания угловатых изделий (коробочек, шкатулок, чемоданов), прямое плетение используется при изготовлении вещей цилиндрической формы, с помощью узорного плетения создаются орнаменты.
Работая с прямым вариантом плетения изделий, мастеру понадобится шаблон – колодка, брусок или любой другой предмет подходящей формы. Чтобы сбоку изделия создать красивый мозаичный орнамент, следует использовать берестяные полоски различных цветов. Создавая мозаичный орнамент на крупных изделиях, таких как сумки, футляры, чемоданы, есть возможность создать в каждом квадрате дополнительные мелкие узоры. Это придаст изделиям еще более красивый вид и уникальность.
Различием между косым и прямым способами плетения является то, что при косом плетении оплетка получается более прочной, к тому же возможностей создания декоративных мозаичных узоров и орнаментов гораздо больше.
Благодаря тому, что искусство плетения дожило до наших дней, мы можем наблюдать товары, созданные этим способом, в домах кировогородцев. Поистине, плетеные солонки, сахарницы, шкатулки и многие другие вещи создают уникальную самобытность в интерьере. Отдельной благодарности за сохранение и развитие берестяного промысла в Кировской области заслуживает предприятие «Умелец». На его базе обучались и набирались опыта молодые мастера-надомники, а также происходила разработка современных идей и возможностей по созданию новых образцов изделий и способов их плетения.
Плетение изделий из бересты, как промысел, оказалось невостребованным и практически утраченным в наш век цифровых технологий и скоростного интернета. Возрождать традиции плетения стали в конце ХХ века. И продолжают этим заниматься некоторые известные в Кировской области предприятия — ООО «Идеал Плюс» (Киров), ООО «Вятские промыслы» (Киров), ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), а также ООО «Азимут» (Кирово-Чепецк).
В Кировской области имеется целая плеяда мастеров плетения из бересты. К ним относятся Светлана Александровна Казакова, Ирина Викторовна Домнина, Лариса Вениаминовна Сметанина, Наталья Ивановна Гладышева и Елена Алексеевна Шихова. Они создают такие неповторимые шедевральные вещи, как карандашницы, подносы, берестяные сумочки, различные футляры, домашняя посуда и многое другое. Эти умелицы «берестяного дела» заслужили почет и признание общества профессионалов, они по праву достойны и носят статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.